ПРОЕКТ МОСКВА-РЕКА В МОСКВЕ
С конца ХIХ века утилитарное отношение к Москве-реке, как к исключительно удобной водной транспортной магистрали, привело к размещению на ее берегах многочисленных промышленных объектов, к общей градостроительной деградации весьма ценных прибрежных территорий.
В 30-50-х гг. репрезентативная застройка набережных дала импульс формированию новых «речных фасадов» столицы, а так же способствовала появлению общественных парковых пространств (ЦДХ - парк искусств, ЦПКиО - Нескучный сад - Воробьевы горы).
Генеральным планом 1971 года было декларировано развитие сквозных, проходящих через центр столицы непрерывных рекреационно-парковых зон, проходящих вдоль набережных Москва-реки с раскрытиями в сторону прибрежных парков, переходящих на территорию Московской области.
В генплане 2002 года такая тенденция была во многом сохранена и получила дальнейшее развитие. Многочисленные обращения к теме реки в последние годы привели к появлению новых мостов, благоустройству прибрежной зоны, но до сих пор еще не дали какой-либо реальной и конкретной комплексной градостроительно осмысленной программы превращения Москвы-реки, ее набережных в активные и общественно значимые открытые пешеходные пространства общегородского использования.
Бесспорно, что за последние 15 лет Москва обрела новое дыхание, соответствующее статусу одной из мировых столиц. Но, к сожалению, река Москва продолжает жить в 90-м – 91-м году 20 века. Ее набережные безлюдны, отсечены от людей потоком машин, акватория реки почти пустынна: запрет 30-х годов на движение небольших частных судов действует до сих пор, редкие теплоходы «Москва», безликие причалы и несколько сооружений на воде с довлеющим стереотипом стилистики названия - «дебаркадер». Так быть не должно, и здесь мы абсолютно солидарны с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым – стандарт качества архитектурных и градостроительных решений на реке должен соответствовать статусу столицы России.
Индивидуальные проекты плавающих особняков, гостиниц и театров известны во всем мире (взять хотя бы, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции), но они не объединены в общую архитектурную и градостроительную концепцию развития городов. Вообще, вековые традиции защиты частной собственности и свободного предпринимательства неоднозначно повлияли на водную архитектуру во многих городах мира.
В России строительство на воде находится на начальном этапе, его обошли стороной масштабные инвестиции 90 – х годов прошлого века. И это, наверное, хорошо.
Теперь, когда и бизнес, и государство набрались опыта, стали более мудрыми, можно попробовать сделать правильно и красиво, практически с нуля, совместными усилиями создать и реализовать комплексную программу, учитывающую градостроительные, культурные, экологические и коммерческие аспекты.
Будет справедливо, если первый подобный проект будет реализован именно в Москве, и именно в то время, когда государство обратило особое внимание на развитие внутренних водных путей РФ и строительство судов для их обслуживания.
Строительство на воде осуществляется во всем мире и имеет ряд объективных преимуществ:
1. Стоимость строительства на воде 3,5 раза ниже строительства подобного объекта на земле по следующим причинам:
- Строительство на воде не требует аренды земельных участков.
- Стоимость аренды участка воды существенно ниже стоимости аренды участка земли под строительство в городской черте.
Например, в Москве:
* Ставка арендной платы за землю с разрешенным использованием - для строительства гостиниц составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка ( в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. № 273-ПП), средний уровень кадастровой стоимости 1кв.м. земель в ЦАО города Москвы составляет 77 177,25 руб.
Итого средняя стоимость аренды 2 500 кв.м. земли в ЦАО города Москвы с разрешенным использованием – для строительства гостиниц составляет 2 894 147 рублей в год.
* Стоимость аренды 2 500 кв.м. воды в ЦАО города Москвы составляет 76 рублей в год.
- Объект строительства на воде возводится из легких материалов по требованию Речного Регистра РФ, что еще на 40% уменьшает затраты на строительство. В среднем, себестоимость строительства одного кв.м. на воде составляет 15 тыс. рублей, себестоимость строительства одного кв.м. на земле в Москве составляет 22 – 25 тыс. рублей.
2. Объект строительства на воде возводится на судостроительных заводах или в портах, далеко от жилой зоны. Он, в отличие от точечных застроек, не изменяет привычной жизни жильцов окружающих домов, не занимает детские площадки и не мешает строительным шумом и мусором, не изменяет привычных ландшафтов и видов, а значит, отсутствуют неизбежные при точечном строительстве судебные и другие непредвиденные расходы.
3. Темпы строительства на воде в два раза выше темпов строительства на земле.
4. В связи с низкой себестоимостью и высокими темпами строительства объекты на воде могут использоваться для решения социально-значимых задач, таких например, как предоставление жилья военнослужащим, работникам бюджетной сферы, временно прикомандированным, молодым семьям, использоваться как ведомственное жилье, интернаты и профессиональные училища для детей из малообеспеченных семей и детей сирот.
5. Объект на воде является причальным сооружением для любых пассажирских судов, что позволяет решать задачи города, связанные с развитием внутреннего водного транспорта, создавать водные туристические маршруты и способствует частичному решению транспортных проблем.
6. Использование новых конструкционных материалов, инновационных технологий, в том числе в электроэнергетике, позволяют существенно снизить затраты инвестора на обслуживание объекта на воде и сократить затраты города.
7. Четкие правила комплектации необходимым судовым оборудованием, в том числе экологическими лабораториями, контроль соблюдения всеми хозяйствующими субъектами природоохранных мероприятий позволяет использовать объекты на воде для решения задач, связанных с безопасностью на воде и улучшением экологии рек Российской Федерации.
Национальная Ассоциация судовладельцев предлагает государству, судостроителям, судовладельцам и инвесторам принять участие в реализации проекта «Москва-река в Москве».
Низкая себестоимость, возможность строительства с использованием схемы лизингового финансирования, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и, наконец, использование Вашего опыта в решении общегосударственной задачи – развитии отечественного судостроения и инфраструктуры для обслуживания внутреннего водного транспорта – вот основные преимущества проекта.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- Создать на акватории реки Москвы в границе города Москвы инфраструктуру для обслуживания пассажирского водного транспорта и туризма, включающую в себя причальные сооружения, гостиницы на воде, пешеходные маршруты, яхт-клубы, концертные, выставочные и театральные площадки, объекты социального назначения, в том числе интернаты и профессиональные училища для детей из малообеспеченных семей и детей сирот.
- На принципах государственно-частного партнерства принять участие в создании сети водного пассажирского транспорта в рамках «Городской целевой программы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта на 2011 – 2013 гг.».
РАЗРАБОТЧИКИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
- Разработчиком и исполнителем проекта является Национальная Ассоциация судовладельцев.
- Разработчиком и исполнителем архитектурной части проекта является Московское отделение Международной Академии Архитектуры под руководством народного архитектора СССР, академика Юрия Павловича Платонова. Исполнитель работает по поручению Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Письмо №001-02-4460/7-1 от 15.06.2007 г.).
- Финансирование проекта производится за счет собственных средств судовладельцев, привлеченных средств инвесторов, на основе разработанных и осуществленных проектов лизинга и бюджетных средств, направленных на реализацию ФЦП в области гражданского судостроения и развития транспортной системы Российской Федерации.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Разработать и согласовать на Общественном Совете при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города концептуальную визуализацию архитектурно-пространственных решений универсальных речных несамоходных судов гражданского назначения (плавсооружений) с учетом функционального назначения и рационального использования.
Для этого:
Совместно с Московским отделением Международной Академии Архитектуры провести архитектурный конкурс «Москва – река в Москве». Организаторы планируют вынести на суд общественности многообразие архитектурных, функциональных, экологических, социальных и культурных идей освоения акватории реки Москвы.
Первый этап архитектурного конкурса «Москва – река в Москве» прошел в ноябре 2008 года на базе Московского архитектурного института. В нем приняли участие студенты старших курсов МАРХИ под руководством профессуры института.
* Отчет о первом этапе конкурса опубликован в № 2 «Вестник МААМ».
Второй этап конкурса пройдет с 18 по 22 июня 2009 года в рамках третьего международного фестиваля искусств «Традиции и Современность». Конкурс «Москва – река в Москве» является специальным проектом фестиваля, в котором примут участие ведущие архитектурные мастерские и молодые архитектурные силы России и зарубежья. В жюри конкурса приглашены общественные и политические деятели, российские и зарубежные архитектурные мэтры.
* Информацию о конкурсе и фестивале можно увидеть на сайте фестиваля искусств «Традиции и Современность», в передачах по каналам «Культура» и «Столица».
2. Объединить разработанные проекты в общую, согласованную и утвержденную архитектурную и градостроительную концепцию города. Организовать взаимодействие государства и частного бизнеса в рамках реализации проекта.
Для этого:
- Подготовить перечень проблем, препятствующих выполнению проекта и предложения по их урегулированию.
- Содействовать совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию условий для выполнения проекта и развития судостроительной промышленности.
- Провести необходимые согласования с Правительством Москвы.
- Разработать проектную документацию на строительство причальных сооружений и универсальных речных несамоходных судов гражданского назначения (плавсооружений), уже на стадии проектирования предусмотреть:
- Размещение на объектах пунктов контроля экологической и гидрологической ситуации, что позволит существенно расширить существующую систему мониторинга водных объектов.
- Обязательное размещение на объектах спасательных пунктов и станций, необходимых для эффективного обеспечения безопасности на воде.
- Использование на объектах инновационных технологий в электроэнергетике, в том числе тепловых насосов и генераторов на тепловых гранулах.
- Использование материалов и технологий для улучшения экологии реки и города.
3. Построить необходимое количество универсальных речных несамоходных судов гражданского назначения (плавсооружений) на судостроительных заводах Российской Федерации в рамках реализуемого Национальной Ассоциацией судовладельцев «Проекта строительства универсальных речных несамоходных судов гражданского назначения для обслуживания внутренних водных путей Российской Федерации». Проект реализуется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства. Программа лизингового финансирования проекта разработана и согласована компанией «РФК-ЛИЗИНГ».